Когда-то, в различные периоды восемнадцатого, девятнадцатого, двадцатого веков китайский стиль был очень популярен как в аристократических салонах, так и в буржуазной среде. Свидетельством этому являются китайские павильоны постройки восемнадцатого века в королевских дворцах европейских стран. В девятнадцатом веке в интерьере фигурируют огромные фарфоровые вазы с характерной росписью, шелковые обои с яркими павлинами и пионами, терракотовые статуэтки и фонарики, модные в век географических исследований. И, разумеется, китайские болванчики, кивающие головами, так распространенные в мещанских домах. Мода на интерьер, оформленный в китайском стиле, вернулась и в 21-м веке. Например, уже много лет не сдает позиций известный каждому хотя бы понаслышке фэн-шуй.
Можно заметить, что на протяжении последних нескольких веков, да и на протяжении всей многотысячелетней китайской истории, эстетические составляющие этого стиля практически не изменились: все та же традиционная живопись, тот же темный лак и инкрустация, те же изящные формы мебели и керамики. Китайские мастера до сегодняшнего времени трепетно хранили и передавали древние знания ремесленникам следующего поколения, очень неохотно принимая новшества.
Основной признак, которым определяется интерьер в китайском стиле, — это мебель, выполненная из бамбука, предназначенная для сидения и лежания, а также ширмы. Ширмы — обязательный атрибут китайского дома, играющий роль переносных стен. Помимо функциональной нагрузки они служат декоративными элементами помещения. Ширмы богато украшаются резьбой, шелковыми тканями, золотой и серебряной вышивкой и придают комнатам тот самый повсеместно узнаваемый китайский колорит. Другой обязательный предмет мебели — бамбуковая кушетка с изогнутыми спинками с трех сторон, называемая «канн».
Надо признать, что китайская мебель довольно однообразна по форме, но в качестве компенсации мастера так искусно украшают ее различными декоративными техниками, что невозможно не восхищаться их изощренной фантазией, художественным вкусом и почти неограниченными возможностями. С этим утверждением согласятся все, кто когда-либо видел китайские миниатюры, изысканные вазы, лаковые шкатулки, расписные шелка. Особенно любимы китайцами два цвета — красный и черный. Красный — цвет яркой огненной энергии. Черный символизирует глубину философской мысли. Но не избегают китайские художники и других красок. Собственно, как в любой восточной культуре, китайские предметы быта и культуры пронизаны особой символикой и философией, понятной только их создателям.
Чтобы придать законченность комнате с китайским интерьером, надо постараться найти бумажные фонарики, при освещении которыми помещение погружается в таинственный мягкий полумрак, придающий особенную атмосферу всей обстановке.
До сих пор в росписи предметов мебели используется техника, возникшая на территории Китая около двух тысяч лет назад. Ее принцип — нанесение золотистого лака на темный фон. Вещи, расписанные таким способом, очень красивы и заслужили огромную популярность среди знатоков всех стран мира. Другая не менее уникальная и древняя техника — инкрустация кусочками дерева драгоценных пород, слоновой костью, перламутром. Узор, выполненный в этой технике, получается выпуклым и хорошо чувствуется пальцами на гладкой поверхности.
Размещение мебели и аксессуаров в китайском стиле должно подчиняться законам учения фэн-шуй, чтобы правильно распределить потоки энергии в помещении. Для каждого предмета интерьера отведено определенное место, и сдвигать с него что-либо очень не рекомендуется. Распространены в китайском доме ниши, где располагаются статуэтки, предметы культа, игрушки, керамические изделия и прочие приятные сердцу хозяев мелочи; а также арки, ведущие в уютные уголки комнат. Так что, если у вас прежде была собрана коллекция китайских шкатулок, ваз, сувениров, то можно сказать, что основа для интерьера в китайском стиле у вас уже заложена. Будут уместны и несколько свитков с иероглифами, висящие на стенах. Единственное, что нужно помнить, — следует избегать излишней пестроты. Например, при ярких обоях надо подбирать мебель сдержанных темных тонов и наоборот.
Когда помещение оформляется в китайском стиле, то учитывается не только внешний аспект. Китайцы придают глубинный смысл всему, что их окружает, чем подтверждается их национальная философия о близости человека к природе, их гармоничном сосуществовании и взаимодействии. Не будем и мы слишком далеко отступать от таких принципов, а попытаемся в полной мере понять этот талантливый и трудолюбивый народ — китайцев.